Экскурсия в Мемориальный комплекс "Озаричи"
Посадка аллеи "Сад Победы", приуроченная к 80-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне.
Мы помним! Мы гордимся!
Урок мужества, приуроченый к 80-летию Великой Победы
Единый урок памяти трагедии в Хатыни
Экспозиция, посвященная памяти фактов геноцида белорусского народа "Земля - молчаливый свидетель геноцида"
Выставка-экспозиция "Время выбрало нас"
Единый урок памяти трагедии в д. Ола
Участие в областном смотре-конкурсе экспозиций, посвященных геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны (совместно с областной прокуратурой) "Память и боль белорусской земли"
Единый урок памяти "Судьбы детей войны"
Поздравление ветерана Великой Отечественной войны Лапеко Раисы Яковлевны и узников фашистской Германии Кондиковых Петра Ефимовича и Тамары Васильевны с наступающим Днем Победы
Участие в духовно-патриотическом проекте "Мы живы, пока нас помнят!"
Информационные часы, посвященные памяти трагедии в Хатыни
Информационный час в школьном музее в шестой школьный день "Ола - сестра Хатыни"
Единый урок памяти "Ола - сестра Хатыни", посвященный 80-летию со дня трагедии (14 января 1944 года деревню Олу месте с жителями сожгли фашисты)
Организация памятных мероприятий у мест упокоения жертв фашизма, возложение цветов,
проведение митингов. Уборка, благоустройство памятников, брастких могил, мест захоронения
Посещение, оказание посильной помощи, поздравление с памятными датами "детей войны",
узников фашисткой Германии
Экскурсия в музее "Пока жива наша историческая память - жив наш народ"
Работа объединения по интересам "Юные туристы-краеведы".
Информационный час "О судьбах земляков - жертвах фашизма"
Информационный час "Хатынь. Судьбы ее "сестер"
Генеральной прокуратурой Республики Беларусь совместно с АНТ
создан проект «Геноцид. Дело №» — это цикл роликов, снятых на
основе показаний свидетелей и очевидцев преступлений фашистов и их
пособников в годы Великой Отечественной войны.
В наглядной и доступной форме показаны обстоятельства
геноцида белорусского народа в годы оккупации БССР, в том числе на
примере судеб детей.
или
Посещение храма святого Архангела Михаила аг. Ровенская Слобода.
Молитва и память обо всех жертвах войн, катастроф, эпидемий
80 лет трагедии Хатыни! Единый день памяти. Единый урок
22 МАРТА 1943 ГОДА
В ПЛАМЕНИ ИСЧЕЗЛИ
149 ХАТЫНЦЕВ
75 ДЕТЕЙ
26 ДОМОВ
В этот день 80 лет назад на Земле не стало Хатыни. Исчезла из жизни тихая приветливая белорусская деревушка. От рук нацистов погибли почти все ее жители.
По итогам расследования уголовного дела Генеральной прокуратуры Республики Беларусь о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны "Хатынский список" дополнился еще наименованиями уничтоженных с жителями и невосстановленных населенных пунктов. Сейчас список состоит из 216 пунктов.
Посетили могилу мирных жертв фашизма на сельском кладбище аг. Вышемир. Почтили память минутой молчания, возложили цветы, вспомнили страшные события февраля 1942 года. Мероприятие приурочили ко дню трагедии в Хатыни
Историческая "пятиминутка", приуроченная к памятной дате 80-летия со дня трагедии в Хатыни
Сахарова Елена:
В нашем учреждении образования уже много лет ведется работа по увековечиванию памяти о Великой Отечественной войне. Для всех нас всегда было, есть и будет долгом хранить и передавать будущим поколениям достоверные факты, неискаженные данные о тех материальных и людских жертвах, которые понесла наша малая Родина от рук нацистов. В фондах школьного музея практически нет упоминаний о предателях, полицаях, коллаборационистах на нашей территории. А есть очень много свидетельств о настоящем героизме, силе духа и патриотизме наших людей. На поле боя мужественно стояли и погибали наши солдаты, в лесах и болотах самоотверженно обороняли Родину партизаны, в тылу действовали подпольщики, не оставались в стороне и простые мирные жители, которые всеми имеющимися силами оказывали сопротивление врагам.
Сивицкая Виктория:
В этом году исполняется 80 лет со дня трагедии в Хатыни. Список деревень с заживо сожженными жителями и не восстановившихся после войны дополнился. Сейчас он состоит из 216 наименований. У нас также есть примеры повторения судьбы Хатыни. Деревни Дятловка и Летешин сжигали фашисты дважды. А в деревне Духановка в сарае немцы и полицаи сожгли одновременно 44 человека… Горели дома с жителями и в Вышемире. Это все свидетельства геноцида белорусского народа.
Сахарова Елена:
С 1941 года в деревню Вышемир налетали карательные отряды нацистов. Они заходили в дома, выгоняли людей на улицу. Кого-то грузили в грузовики и увозили на работу в Германию, в плен. Кого-то расстреливали сразу за связь с партизанами и коммунистами. Дети, женщины, старики – для них не имело значения. Только вдумайтесь, они живьем закопали Володькину Мальвину с ее 6-месячным ребенком, безжалостно расстреляли Карловскую Надежду и обеих ее дочурок – трех и двух лет. Впоследствии, каждый раз налетая на нашу территорию, карательные отряды убивали, уничтожали, калечили наших людей.
Сивицкая Виктория:
В 2021 году фонды нашего школьного музея дополнили материалы Генеральной прокуратуры из расследования уголовного дела по фактам геноцида белорусского народа. Трехзначные списки несчастных судеб, искалеченных жизней, загубленных душ мы изучаем с болью и скорбью. Имена всех жертв фашизма нашей малой Родины установлены. Забыть это нельзя! Нельзя простить! Пока жива наша память – жив наш народ, включая тех людей, которые стали невинными жертвами фашистов.
Час памяти "Боль и память белорусской земли"
Информационный час у стенда, посвященного геноциду над белорусским народом
в годы Великой Отечественной войны
Экскурсия в мемориальный комплекс "Ола"
(в память о сожженной деревне вместе с людьми)
Поход "Маршрут памяти. Дети войны"
Поход "Маршрут памяти!"
(По местам гибели солдат и мирных жителей в годы Великой Отечественной войны)
Поздравление узников фашисткой Германии с Днем Победы
Возложение венков у могилы мирных жертв фашизма (аг. Вышемир, сельское кладбище)
Урок мужества в школьном музее, посвященный памяти жертв геноцида "Беларусь помнит"
Уголки в школьном музее, посвященные памяти жертв геноцида фашисткой Германии
ШАГ для 9 класса по теме: "Поитика геноцида, грабежа и насилия немецко-фашистких захватчиков"
Единый урок для 1-6 классов учреждений общего среднего образования «О чём звонят колокола Хатыни?», посвященного 79-ой годовщине трагедии в Хатыни
Дата проведения: 22 марта 2022 года
Методический комментарий. Урок направлен на осмысление учащимися трагедии белорусского народа, который во время Великой Отечественной войны подвергся жестокому геноциду. Одним из его проявлений стали массовые расправы над местными жителями. Они проводились карателями в попытках сдерживать активное партизанское движение. Фашисты боялись партизан, ведь это были вооружённые люди, а местное население: женщины, дети, старики, инвалиды, мирные люди, которые не могли защитить себя, становились для них объектом расправы. Так могли поступать только нелюди.
Урок проводится на высокой эмоциональной ноте. Важно организовать его с использованием литературных и музыкальных произведений, создающих атмосферу понимания трагедии и сострадания невинным жертвам (возможность воспроизвести музыкальные произведения «Каждый четвертый» и «Молитва» предусмотрена в презентации, разработанной Национальным институтом образования).
Эпиграфом занятия может стать фрагмент стихотворения А. Вярцінскага «Што гэта звініць, Хатынь?»
Важным этапом урока является проведение минуты молчания в память о погибших с использованием звучания метронома (предусмотрено в презентации). Степень подробности информации для транслирования учитель определяет в соответствии с возрастными особенностями учащихся и в зависимости от их эмоционального состояния. Также надо подходить и к отбору наглядного материала.
В заключительной части занятия необходимо вывести учащихся на понимание того, что в высокоорганизованном человеческом обществе, в котором мы живём, не могут существовать идеи фашизма, национализма, любые проявления превосходства одного человека или народа над другим. В назидание потомкам память о таких трагедиях, как трагедия Хатыни и многих других белорусских деревень, уничтоженных фашистами вместе с жителями, должна жить и напоминать нам всем о том, какие жизненные ценности мы должны ставить превыше всего.
Необходимо сделать вывод, что из истории следует извлекать уроки. Она предупреждает будущие поколения, что такие трагедии не должны случаться на земле. У учащихся формируется неприятие идей человеконенавистничества, предупреждение психологических установок неонацизма: превосходства по расовым, национальным, религиозным признакам. Осуществляется формирование устойчивых жизненных ценностей человеколюбия, взаимопонимания, сострадания, гуманизма, толерантности.
В ходе занятия следует познакомить учащихся не только с произошедшей трагедией, но и показать её нравственные причины и последствия, антигуманный характер, выявить проявления нацизма, уродливый облик палачей, предавших все человеческие законы. В процессе работы учащиеся должны познакомиться с мемориальным комплексом «Хатынь», его тематическими зонами, которые позволят показать учащимся масштабы проявления геноцида белорусского народа во время Великой Отечественной войны. Следует научить детей, как проявлять память и уважение к павшим.
Ход урока.
Начать разговор можно с беседы о том, как преображается весной природа, что весна символизирует собой начало нового жизненного круга: просыпается земля, появляются первые растения, пробуждается жизнь. О чем думают в это время люди, живущие на земле? В какое бы время они ни жили, люди думают о том, как засеять землю, вырастить хлеб, воспитать детей. Это мысли мирных людей. Так же было и в небольшой деревне Хатынь Логойского района.
(СЛАЙД 2)
Дзінь-дзінь, дзінь-дзінь-дзінь...
Што гэта звініць, Хатынь?
Тут звінелі сініцы i палазы,
i звінелі жаўранкі ў паднябессі.
Тут звінелі дзіцячыя галасы,
тут звінелі дзявочыя песні.
Тут звінела пчала, i звінела піла,
i звінела каса, i звінела даёнка,
i звінелі, на радасць усяго сяла,
тут вясельныя бомы звонка.
А. Вярцінскі. «Што гэта звініць, Хатынь?».
Вот в такой весенний день 22 марта, только 79 лет назад, в мирную Хатынь нагрянул отряд карателей (СЛАЙД 3). Они схватили и расстреляли 26 жителей деревни, остальных согнали в сарай и подожгли. Тех, кто пытался вырваться из пламени, сразили пули карателей. Солнце померкло в дыму, угасли жизни мирных людей. Тех, кто мог и хотел жить, растить хлеб, воспитывать детей. Их не стало. Не стало целой деревни! Для Хатыни время остановилось, замерло болью и горем.
Звіняць, як калісь, на ўсю сваю сінь
сініцы і жаўрукі.
Але не чуе ніхто ix «дзінь-дзінь»,
ніхто не глядзіць з-пад рукі.
Узялі ў Хатыні слых,
зрабілі глухімі ўсіх.
Узялі ў Хатыні зрок,
далі Хатыні змрок...
Стаяць, як калісь, усцяж каміны
там, дзе былі двары.
Але не дымяць, а звіняць яны,
звіняць ад зары да зары.
А. Вярцінскі. «Што гэта звініць, Хатынь?»
Далее учитель рассказывает, что в тот день в Хатыни погибло 149 человек, из них 75 детей. Изуверы не пожалели даже самых маленьких детей. Погибли семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один год. В сарай пригнали Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу. Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней, догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца.
После проведения Минуты молчания (СЛАЙД 4), учитель предлагает послушать песню «Каждый четвертый» (музыка: Тихон Хренников; слова: Михаил Матусовский) (СЛАЙД 5):
Ой как летели птицы высоко
Сквозь непогоду и темноту.
Каждый четвертый на небе сокол,
Каждый четвертый сбит на лету.
Разве забудешь грозные ночи
Раненых веток стоны листвы
Каждый четвертый в роще дубочек,
Каждый четвертый в бурю погиб.
Звук этой песни, песни грустной
Вечно со мною, вечно во мне.
Каждый четвертый из белорусов,
Каждый четвертый пал на войне.
http://tekstovnet.ru/15/Pesnyary/tekst-pesni-Kojny-chatsverty
Во время трагедии выжили только шесть человек. Троим детям – Володе и Соне Яскевичам и Саше Желобковичу – удалось скрыться от гитлеровцев. Остались живы двое детей из находившихся в сарае – Виктор Желобкович и Антон Барановский. Единственным взрослым свидетелем хатынской расправы стал 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Среди погибших односельчан он нашел своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги и скончался на руках у отца.
Далее учитель рассказывает о мемориальном комплексе «Хатынь» с использованием видеоролика (СЛАЙД 5). Особое внимание следует уделить центральному памятнику мемориала: фигуре непокорённого человека с погибшим сыном на руках. Нужно рассказать, чей образ воплощён скульпторами, обсудить, почему памятник так назван? Какие эмоции он передаёт? Как выражена боль утраты и великая сила духа белорусского народа?
Учитель обращает особое внимание на то, что деревень, разделивших судьбу Хатыни, в нашей республике очень много. В них от рук фашистов погибли мирные люди. Это и есть проявление геноцида белорусского народа. Наша страна оплакивает каждого четвёртого своего жителя, а, по вскрывшимся в ходе расследования злодеяний фашистов на территории нашей республики, каждого третьего.
Завершающая часть занятия содержательно развёртывается на основе воззвания павших жителей Хатыни к будущим поколениям, написанного на их братской могиле – «Венец Памяти» (СЛАЙД 6):
«Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и Вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обратятся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»
Какой главный наказ дают нам павшие? Как мы можем это сделать? Лейтмотивом завершающей части занятия становится мысль о том, что такие трагедии заставляют нас задуматься, как мы живем в этом мире, что несём в него своими взглядами, словами, поступками. Выполняя наказ павших, мы должны сберечь мир на земле, относиться друг к другу с уважением и пониманием ради мира на Земле.
Потом учитель предлагает учащимся прочитать про себя ответ живых погибшим (СЛАЙД 6):
«Родные вы наши. Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви к Родине нашей советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна наша Земля и вечно яркое солнце над нею».
Какие чувства передаются в этих словах? Какие интонации приемлемы при чтении? После подготовки учащиеся торжественно стоя читают эти слова.
Учитель обращается к учащимся с вопросом: «Так о чём звонят колокола Хатыни?». Учащиеся рисуют в память о погибших жителях Хатыни колокольчики и вывешивают их на доску. Учитель задаёт вопрос: «О чем бы вы хотели, чтобы напоминали звуки колокольчиков?» (о памяти, о времени, о перемене, об окончании или начале учебного года, школы, о душе). После ответов детей педагог завершает занятие словами об ответственности каждого живущего на земле человека за мир и спокойствие. В завершении урока можно прослушать фрагмент музыкального произведения «Молитва» (СЛАЙД 6).
План-конспект единого урока для 7-11 классов учреждений общего среднего образования «О чем звонят колокола Хатыни?», посвященного 79-й годовщине трагедии в Хатыни
Дата проведения: 22 марта 2022 года
«Хто не памятае мінулага, хто забывае мінулае –
асуджаны зноў перажыць яго. Безліч разоў»
Ул. Караткевіч
Целевая установка: формирование у учащихся представлений о событиях в Хатыни как примере политики геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны; воспитание уважительного отношения к историческому прошлому нашей страны.
- Вводный этап.
СЛАЙД 2. Звучит фрагмент музыкального произведения «Молитва» в исполнении ансамбля «Песняры».
Мы с вами живем в мирной спокойной стране, не слышим грохота орудий, взрывов снарядов. Нам не приходится голодать, прятаться в подвалах домов, в один миг терять своих близких и свой дом. Мы живем, не осознавая огромной ценности того, что у нас есть, воспринимаем мирную жизнь как данность. Но так было не всегда.
История нашего народа полна трагических событий. Многие из них со временем стерлись из памяти людей и стали достоянием архивов. Однако есть события, которые не забываются, их значимость с каждым годом только возрастает.
СЛАЙД 3. Самым страшным и скорбным событием, без сомнения, является Великая Отечественная война. Белорусы – одна из наиболее пострадавших в результате этой войны наций. Оккупировав летом 1941 года территорию Беларуси, фашистские захватчики начали проводить политику геноцида, направленную на истребление белорусского народа. На белорусской земле был установлен так называемый «новый порядок» – режим террора, насилия и рабства.
В результате геноцида на территории БССР погибло свыше 2 млн. 200 тыс. советских граждан. Угнано в Германию под угрозой смерти более 377 тыс. граждан, многие из которых погибли в результате невыносимых условий труда, лишений, издевательств.
Во время оккупации 628 населенных пунктов Беларуси было уничтожено вместе с жителями. 186 из них так и не восстановлены. 5 295 населенных пунктов уничтожены с частью жителей. 325 из них не были восстановлены после войны.
Сегодня на уроке мы поговорим о символе геноцида, трагедии нашего народа во время Великой Отечественной войны – о Хатыни, историю которой забывать нельзя.
2. Основной этап.
До рокового дня 1943 года Хатынь была обычной мирной белорусской деревней, насчитывающей 26 дворов. Утром 22 марта Хатынь окружили отряды карателей, которые состояли из эсесовцев и полицаев-украинцев. Они согнали в амбар стариков, женщин, детей, заперли и подожгли. В огне погибли 149 человек, в том числе 75 детей, самому младшему было всего 7 недель.
СЛАЙД 4. Во время трагедии выжили только шесть человек. Троим детям – Володе и Соне Яскевичам и Саше Желобковичу – удалось скрыться от гитлеровцев. Остались живы двое детей из находившихся в сарае – Виктор Желобкович и Антон Барановский. Единственным взрослым свидетелем хатынской расправы стал 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Среди погибших односельчан он нашел своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги и скончался на руках у отца.
Хатынь стала символом трагедии белорусского народа. В 1969 году в память обо всех погибших белорусах на месте бывшей деревни был открыт мемориальный комплекс «Хатынь» – трагическое напоминание об ужасах войны. Это одно из наиболее почитаемых мест в Беларуси.
– Кто из вас побывал на экскурсии в Хатыни? Мы можем совершить небольшую видео экскурсию прямо сейчас (СЛАЙД 5).
Далее учитель акцентирует внимание учащихся на том, что память о войне сохранена в книгах, фильмах, памятниках и др. Фильмы о войне никого не оставляют равнодушными. Вместе с их героями зрителям предоставляется возможность пережить тревогу и радость, надежду и отчаяние. Лучшие военные фильмы рассказывают не только и не столько о самих боевых действиях, сколько о людях, прямо или косвенно в них участвовавших, позволяют погрузиться в атмосферу тех лет, поставить себя на место киногероев, задуматься над такими вечными ценностями, как верность Родине, свобода, справедливость, дружба, любовь.
В рамках республиканского киномарафона «Смотри и помни» учащиеся смотрели художественный фильм «Иди и смотри». Основным источником для написания сценария этого фильма стала книга «Я з вогненнай вѐскі» (авторы – А. Адамович, Я. Брыль, В. Колесник), в которой содержатся документально подтвержденные факты политики геноцида против белорусского народа в годы оккупации.
Учитель предлагает учащимся посмотреть буктрейлер «Я з вогненнай вёскі» (СЛАЙД 6).
Книга «Я з вогненнай вескі» содержит документальные свидетельства людей, переживших ужасы фашистского геноцида в Беларуси. Она начинается так: «Про фашизм человечество знает, кажется, все. Пепел миллионов-жертв его стучится в сердца людей. И все же кое-где пытаются снова и снова обелить эту чуму XX века – в глазах новых поколений, которые сами не пережили ужасов Второй мировой войны».
- Читал ли кто-то из вас эту книгу? Какие из воспоминаний, приведенных в книге «Я з вогненнай вескі», затрагивают историю вашей малой родины?
Вспоминая Хатынь, мы вспоминаем тысячи других белорусских деревень, зверски уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время в Республике Беларусь в рамках республиканского интернет-проекта «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны», создана база данных (http://db.narb.by/), содержащая сведения о таких деревнях.
Учитель предлагает учащимся нанести на карту Беларуси, размещенную на доске, информацию в виде заранее подготовленных значков Вечного огня о сожженных деревнях своего региона, найденную в базе данных.
Далее учитель обращается к словам Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко, прозвучавшим на республиканском митинге-реквиеме «Лампада памяти» 22 марта 2021 г. (СЛАЙД 7)
«Иди и слушай Хатынский колокол, в звоне которого воедино слились детские крики, материнский плач и горькая отцовская скорбь миллионов белорусов. Белорусов, испытавших нечеловеческие страдания, но не покоренных и не побежденных. Мы это должны с вами помнить всегда и не бояться в великие праздники, какая бы беда ни нахлынула на нас (пандемия ковид или прочие болезни), приходить в светлый День Победы и отдавать должное им, которые погибли ради нас. Потому что, если бы они не погибли, нас бы не было.
И пусть эти голоса из прошлого каждому поколению напоминают о том, как хрупок мир, как ценна человеческая жизнь и как легко все это потерять. И пока звучит этот колокол, Беларусь помнит.
Нам никогда не забыть страшные страницы истории Великой Отечественной войны. Мы никогда не простим жестокость, бесчеловечность и бесчинства врага на нашей земле. Мы это помним, и в этом наша сила.
Вечная память убитым, замученным и растерзанным. И склоним же головы и почтим их память минутой молчания».
СЛАЙД 8. МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
3. Заключительный этап.
В настоящее время мы являемся свидетелями событий новейшей истории, которые стали следствием политики ряда государств в отношении России, Беларуси и братского народа Украины. Насколько актуальна в этой связи тема сегодняшнего урока?
Историческая память – одно из важных приобретений цивилизации. Пока люди помнят прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться. Память о войне призывает к ответственности за мир на Земле. Беларусь помнит и чтит подвиг солдат той страшной войны, подвиг партизан и подпольщиков, тех, кто был угнан в фашистское рабство, замучен в концлагерях и гетто. Беларусь помнит тех, кто жил и трудился в тылу. Беларусь помнит и ценит Великую Победу, к которой люди шли 1418 долгих дней.
- Как вы думаете, для чего необходимо сохранять память как о героическом, так и о трагическом прошлом Великой Отечественной войны?
- Как вы думаете, благодаря чему советский народ одержал Победу в Великой Отечественной войне?
- Согласны ли вы с высказыванием Владимира Короткевича, вынесенным в качестве эпиграфа к нашему уроку? Аргументируйте свой ответ.
- Как ваше поколение может содействовать сохранению памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны и сохранению мира?
В рамках данного этапа можно обсудить участие в мероприятиях в рамках Года исторической памяти (например, в республиканской патриотической акции «Их подвиг в памяти потомков сохраним»).